Дети и деньги. Карманные деньги ребенка

Самые лучшие и честные брокеры бинарных опционов в 2020 году:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Лидер на рынке — самый честный брокер бинарных опционов!
    Идеально для новичков — предоставляется бесплатное онлайн-обучение и демо-счет!
    Получите бонус за регистрацию по ссылке:

Дети и деньги: все, что вы хотели знать

У многих родителей возникают вопросы, связанные с деньгами, давать ли ребенку карманные деньги, нужны ли они детям. А если давать, то как, и сколько? Не вредно ли поощрять хорошую учебу деньгами, обязательно ли контролировать их расходы?

Счастье и жизненный успех приходит к тем, кто умеет не только зарабатывать деньги, но и рационально ими распоряжаться. Поэтому с раннего возраста неплохо было бы научить детей правильному отношению к деньгам.

Давать ли карманные деньги детям?

— Ребенок не чувствует себя униженным рядом с другими детьми, когда они покупают себе важные для них безделицы или что-то вкусненькое.

— Грамотное распоряжение карманными деньгами с детских лет дает опыт планирования личного бюджета, готовит к будущей ответственности по отношению к личному бюджету.

— Отсутствие карманных денег у ребенка может вызвать негативное отношение к родителям.

— Так как дети еще не умеют рационально пользоваться деньгами, семья понесет некоторый убыток. Поэтому финансово выгоднее, когда все необходимое для ребенка покупают родители.

— Если ребенка не ограничивать в деньгах, он не будет знать им цену.

Рейтинг надежности площадок для торговли бинарных опционов:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Лидер на рынке — самый честный брокер бинарных опционов!
    Идеально для новичков — предоставляется бесплатное онлайн-обучение и демо-счет!
    Получите бонус за регистрацию по ссылке:

Научите ценить деньги

В первое время дети получают карманные деньги просто так. Но чем старше становится ребёнок, тем важнее внушать ему мысль: финансирование — это не безусловное право, а скорее возможность, которая во многом зависит от самого ребёнка.

Например, ваш школьник может начинать каждую неделю с нулевым балансом и зарабатывать карманные деньги к выходным. Заработком может быть плата за помощь по дому, но только ту, что выходит за рамки стандартных детских обязанностей. Уборка в своей комнате не оплачивается, но, если ребёнок наведёт порядок на кухне или в ванной, он заработает дополнительные 20–30 рублей. Другой вариант — доплата за оценки выше оговорённого балла. Или прочтенную и пересказанную книгу. Или выученный стих длиной не менее 10 строк. Или помощь с младшими детьми.

Вы можете выбрать любые варианты дополнительного заработка, установив его размеры и пересматривая в зависимости от старательности выполнения или иных факторов. Все это научит ребенка тому, что деньги зарабатываются трудом и изобретательностью, а уровень оплаты можно обговаривать.

Личный пример — один из лучших способов научить ребёнка обращаться с деньгами. Пусть ребенок видит, как вы распределяете зарплату по статьям расходов и ведете бюджет — оплачиваете коммуналку, выделяете определенную сумму на продукты и одежду. Также объясняйте ему механизм покупки дорогих вещей и техники через кредитование или сбережения.

Кроме того, как разговаривать с детьми о деньгах, надо еще и показывать своим примером, как их правильно надо тратить. Некоторые родители учат детей экономно расходовать деньги, а сами при этом покупают дорогие гаджеты и одежду, тратят деньги на дорогие заграничные поездки и прочие желания. Дети лучше запоминают не когда слышат, а когда видят. Если вы сами правильно обращаетесь с деньгами, то и дети последуют вашему примеру.

Дети замечают больше, чем вам кажется. Если в магазинах и ресторанах ваша вторая половинка всегда платит за вас, у ребёнка может сложиться неверное представление о финансах. Пусть ребёнок видит, как вы сами платите за что-то. Например, оплачивая счёт за свет или воду, посадите его рядом и расскажите, почему вы платите и на что идут деньги.

Если вы будете ссориться из-за денег на глазах у детей, им будет казаться, что все финансовые разногласия обязательно превращаются в ссоры. Пусть ребёнок видит, что любые денежные вопросы, например, покупку новой мебели или ужин в ресторане, можно обсуждать спокойно и рационально.

Даже если в семье денежные трудности, не ограждайте от них ребёнка полностью. Объясните, что происходит и почему, чтобы дети не переняли ваши плохие финансовые привычки и извлекли урок.

Видя ваши необдуманные приобретения, дети начнут считать, что планировать свои траты не нужно. Можно израсходовать деньги сегодня, а разбираться с последствиями завтра. Поэтому не совершайте необдуманные и импульсивные покупки, хотя бы при них.

Уже в пять лет дети могут сопоставить варианты, прежде чем совершить покупку. Так что проговаривайте вслух, почему вы сомневаетесь, покупать вещь или подождать. Причём недостаточно сделать это один раз, старайтесь повторять урок хотя бы раз в неделю.

Выдавайте деньги регулярно

Один из лучших способов научить вести бюджет — давать карманные деньги не ежедневно, а еженедельно или даже (в случае подростков) ежемесячно. Естественно, к этому пункту надо переходить уже после того, как вы разобрались в структуре расходов, научившись делить траты на необходимые и дополнительные.

Получив определённую сумму на неделю вперёд, школьник должен будет самостоятельно расставить приоритеты, распределив деньги так, чтобы их хватило на основные потребности — и на покупку проездного, и на оплату школьных обедов, и на мелкие радости.

Не выручайте детей, когда они совершили финансовую ошибку

Не нервничайте, если окажется, что ребёнок потратил бюджет слишком рано. Так случается со многими. Дети только учатся обращению с деньгами, поэтому не застрахованы от ошибок. Главное — не добавлять финансов сверх того, что уже было выделено. За пару безденежных дней ничего плохого не произойдёт, зато это станет хорошим уроком.

Иначе ребёнок будет считать, что его действия не имеют никаких последствий. Дайте ему ощутить синдром раскаяния покупателя уже в детстве. Если он потратил карманные деньги на шоколадку или купил дешёвую игрушку, которая быстро сломалась, посочувствуйте ему. Но не покупайте новую. Тогда в следующий раз он подумает, стоит ли тратить деньги на ту или иную вещь.

Ваш ребенок — это другой человек, и его взгляд на вещи может отличаться от вашего. Будьте всегда готовы к открытому диалогу, особенно в вопросах финансов. Не бросайтесь сразу же критиковать его поступки. Сначала узнайте его мнение, а потом поделитесь своим.

Разрешите детям учиться на своих ошибках. Например, если ваш ребенок потратил на ерунду деньги, которые хотел отложить на какую-то важную покупку, не ругайте его. Посчитайте вместе с ним, насколько дольше ему придется копить. Наведите его на правильные выводы.

Пусть он наиграется с бесполезными тратами в детстве, зато в будущем это поможет ему избежать более крупных финансовых проблем.

Если всё же у ребёнка остались необходимые расходы, денег на которые больше нет, можно поступить так — добавить сумму на неотложную покупку в долг. Не забудьте при этом предупредить, что вычтете эту сумму из следующего транша.

Обсуждайте финансовые вопросы

Большинство родителей избегают говорить с детьми о финансах. Но у тех из-за этого может сложиться впечатление, что деньги — это что-то плохое и стыдное.

Если никогда с детьми не разговаривать о деньгах, дети не будут понимать, что и сколько стоит, и постоянно будут требовать от вас все новых и новых игрушек. Не думайте, что они слишком малы и ничего не поймут, вы можете учить ребенка деньгам с раннего возраста. Дошкольники и дети 10-12 лет вполне способны понять основные финансовые вопросы и взять на себя ответственность по покупке тех или иных вещей или продуктов для дома.

Старайтесь обсуждать денежные вопросы каждый день, даже когда дети совсем маленькие. Например, если вы идете в супермаркет и сажаете ребенка в продуктовую тележку, проговаривайте вслух, почему одни продукты стоят дороже, а другие дешевле. Когда дети подрастут, объясните им, как копить и инвестировать деньги. А если отказываетесь что-то купить, обязательно объясняйте, почему.

Чем раньше вы начнете разговор о деньгах со своим ребенком, тем быстрее воспитаете в нем разумное отношение к финансам и своему бюджету.

Это позволит ему раньше пройти путь проб и ошибок и понять, как действовать в будущем. Он научится планировать траты и копить, самостоятельно принимать финансовые решения, ценить свое время и ресурсы. Пускай его первой финансовой целью станет игрушка — зато он купит ее сам и поймет, как двигаться к своей цели.

Выдавайте деньги осознанно

Давать маленькую сумму со строгой оговоркой типа «На булочку в столовой!» так же вредно, как и вручать деньги без счёту. В обоих случаях у ребёнка почти не остаётся шанса самостоятельно прикинуть собственные потребности. И уж совершенно точно не возникает мотивации ранжировать эти потребности с точки зрения приоритетов. Ведь целевое назначение средств либо излишне жёстко определено (ни на какой другой вариант, кроме «булочки», денег уже не хватит), либо излишне размыто (условно говоря, хватит на всё).

Между тем ключевой смысл карманных денег заключается именно в том, чтобы научить ребёнка распоряжаться финансами — планировать траты, выбирая первоочередные и второстепенные, создавать накопления. Поэтому каждый транш — по крайней мере, в первое время, пока ребёнок не научится проводить подобные подсчёты самостоятельно, — должен сопровождаться словами: «Давай подсчитаем, сколько денег понадобится тебе завтра и на что».

В ходе обсуждения вы с ребёнком выясните, что карманные деньги включают в себя следующие статьи расходов:

Необходимые — это, например, траты на проезд, питание в школе, оплата иных школьных потребностей, от которых не отказаться.

Дополнительные — траты на стыке необходимости и удовольствия. Это может быть пирожное в дополнение к школьному супу и второму. Красивая авторучка вместо более дешёвой стандартной. Покупка нового пенала вместо старого износившегося.

Сбережения — это тоже крайне важный пункт. Каждый ребёнок мечтает о той или иной дорогой игрушке: новой кукле, скейтборде, футбольном мяче. На примере сбережений можно объяснить малышу, как достичь мечты и как можно ускорить это достижение, если начать экономить. «Если ты будешь откладывать по 10 рублей каждый день, то через 50 дней сможешь купить себе куклу. А если будешь откладывать по 20 рублей, например экономя на пирожном, то купишь её уже через 25 дней».

Когда ребёнок осознает, какие статьи расходов заключены в тех 100 рублях, которые вы готовы выдать ему с собой, деньги станут для него прикладным инструментом, а не малопонятными фантиками.

Поощряйте детские накопления

Желаний обычно больше, чем денег. Помогите ребенку трансформировать его хотелки в конкретную финансовую цель. Он должен научиться делать выбор — отказываться от лишнего в пользу чего-то более важного и ценного. Например, не тратиться на шоколадки каждый день, зато в конце месяца купить себе новую игрушку.

Некоторые родители совершают ошибку: делают ребенку подарок еще до того, как он успел его захотеть. В итоге ему незачем мечтать и у него не может быть никаких финансовых целей — ему уже и так все купили.

Научить детей откладывать на мечту поможет копилка. Это может быть и обычная прозрачная банка (удобно следить, как растет горка монет и купюр), и красивая копилка с машинками или принцессами, и традиционная свинка-копилка.

Доверяйте детям покупки

Когда ребенок накопил, например, на игрушку, дайте ему возможность самому ее оплатить. Он будет гордиться тем, что самостоятельно достиг цели, и запомнит это чувство на всю жизнь.

Уже со школьного возраста детям можно доверять покупки в магазине по списку от родителей. Приучайте их быть разумными и внимательными, сравнивать цены и экономить — но не в ущерб качеству. Сначала это стоит делать в присутствии мамы или папы, а затем и самостоятельно.

Поиграйте в «придирчивого покупателя»: изучите с ребенком предложения разных магазинов, сравните спелость фруктов, свежесть овощей, вес йогуртов и состав пирожных. Покажите, что похожие вещи могут стоить по-разному, и научите выбирать хорошие товары по оптимальной цене.

Исключайте негативные установки

Заложенные в детстве установки могут помешать или помочь ребенку стать благополучным во взрослой жизни. Например, ребенок может думать, что обман и мошенничество — самый легкий и быстрый путь к финансовому успеху.

Осторожно комментируйте достижения других людей. Не осуждайте их, но и не слишком превозносите. У ребенка не должно сложиться впечатление, что только люди с какими-то особыми способностями могут достичь высот. Подчеркивайте, что ваш ребенок тоже могут стать успешными и состоятельными, если будут хорошо учиться и найдут любимое дело.

И ни в коем случае не перекладывайте на детей свои взрослые проблемы — не жалуйтесь ребенку на ипотеку и маленькую зарплату. Это может поселить в ребенке тревогу, связанную с финансами. И в будущем он может, например, согласиться на нелюбимую работу только из страха остаться без денег. Создавайте у него чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне.

Рассказывайте про финансовые инструменты

Дети видят, как вы покупаете что-то онлайн, и у них создаётся впечатление, что можно получить всё что угодно и когда угодно, не тратя реальных денег. Чтобы предотвратить это, расскажите им о системе банков и банковских карт. Объясните, что деньги, которые вы зарабатываете, автоматически поступают на ваш счёт.

Более взрослым детям можете рассказать о вычете налогов. Не забудьте объяснить, что деньги, которые вы снимаете в банкомате, списываются с этого счёта. Покажите им выписку по карте, чтобы они увидели, как за месяц накапливаются расходы.

Также очень нелишним будет рассказать и о финансовых инструментах для инвестиций – акций, облигаций, индексов и так далее.

Сколько денег давать на карманные расходы

Многих интересует немаловажный вопрос, сколько карманных денег давать ребенку. Понятие «карманные деньги» сами несут в себе ответ – их не может быть слишком много по определению. Здесь все зависит от достатка в семье. Но даже обеспеченные семьи должны не забывать о разумном подходе. Ведь суть детских карманных денег не только в том, чтобы купить булочку на перемене. Не меньшее значение им придается, как средству обучения навыков обращения с финансами. Большая сумма будет потрачена на ненужные безделицы, а слишком маленькая может привести к ущемлению достоинства среди сверстников. Как найти золотую середину?

Чтобы определить оптимальную сумму, узнайте, сколько денег потребуется для школьного завтрака, проезда в автобусе и других необходимых затрат.

Например, в день выходит 100 рублей. Тогда в неделю это тысяча. Умножьте на 1,3 и получите недельную сумму на карманные расходы – в них будут входить и различные необязательные траты. Если доходы в семье позволяют увеличить сумму, не стоит спешить. Пусть малыш сам поймет, что для больших денег надо много и упорно трудиться.

С какого возраста давать карманные деньги

Дошкольникам деньги не требуются, родители их обеспечивают всем необходимым. Но наличие каких-то мелких денег дает повод детям задуматься, как правильно ими распоряжаться.

Большая часть психологов советует приобщать ребенка к деньгам с 3-летнего возраста на примере совместных покупок в магазине. Так он научится понимать, что нельзя купить все, что хочется. Из всей массы товаров необходимо выбрать именно то, что нужно в данный момент.

В 5 – 6 лет ребенка постепенно готовят к самостоятельным покупкам. Если он еще не справляется с этим, не отказывайте ему в деньгах слишком категорично. Объясните его ошибки, и тактично помогите их исправить. Если чадо уже знает счет, учите его считать сдачи.

Школьникам, начиная с первого класса, карманные деньги просто необходимы. Набраться опыта обращения с ними помогает поход в магазин. Развивается математическое мышление, повышается ответственность и самостоятельность. А это — первые шаги во взрослую жизнь.

Нужен ли контроль над карманными деньгами

Родители должны ненавязчиво контролировать расходы ребенка, советовать, на что лучше потратить деньги, но ребенок сам должен принимать решения. Полный диктат со стороны взрослых тормозит развитие самостоятельности у детей.

Можно ли поощрять или наказывать ребенка деньгами

В последние годы многие родители выбирают легкий и быстрый путь для достижения ребенком успехов в учебе, поведении, помощи по дому. Хорошо выполнил задание — получи деньги. Но психологи относятся к такому методу настороженно.

Оптимальный выход, как я уже говорил, стабильно выделять ребенку небольшой бюджет на карманные расходы. Разрешайте оставлять сдачи из магазина. Это приучит его правильно распределять и экономить личные финансы.

Можно разово поощрить ребенка за хорошее поведение или помощь в быту сверх обычных обязанностей, или наказать рублем за грубость. Так он будет понимать, что при плохом поведении не заслуживает денежного поощрения, что деньги надо зарабатывать.

Чему нужно научить детей и как

В возрасте от 3 до 5 лет

За деньги покупают вещи

Попросите ребёнка помочь вам посчитать монетки. Объясните номиналы. Когда с монетками разберётесь, переходите на бумажные деньги. В магазине, покупая что-то ребёнку (мороженое, сок, что-то еще), предложите ему самостоятельно набрать нужную сумму.

Деньги зарабатывают на работе

Когда ребёнок в очередной раз спросит: «Папа-папа, что ты делаешь?», пока вы работаете за компьютером, расскажите ему о своей работе: каковы ваши обязанности, за что вам платят, почему вас ценят и уважают.

Рассказывайте о работе других людей на улице, в поездках. Чем занимаются другие люди для заработка.

Иногда нельзя сразу купить то, что хочешь

Когда ребёнок ждёт чего-то приятного (праздника, свободных качелей), напомните, что иногда надо подождать, прежде чем получить желанное.

Заведите симпатичную копилку и давайте ребёнку монетки каждый раз, когда ему что-то удаётся хорошо или, когда он вам в чём-то помогает. Каждый месяц или два вскрывайте копилку. Покажите, сколько денег набралось и расскажите, что у вас тоже есть копилка, но немного другая (банковский депозит). А потом пусть купит на свои деньги то, что захочет.

Литература в помощь

Как объяснить ребенку, что такое экономика и как устроен мир финансов? Задача не из легких, но можно ее упростить, если найти подходящую книгу. Чтобы вы не тратили время на поиски, мы подготовили подборку литературы, которая поможет юным читателям и их родителям разобраться в ключевых финансовых вопросах.

Книга «Волшебный банкомат. Детям об экономике» Татьяны Поповой поможет детям научиться принимать первые финансовые решения и избегать ошибок. А также они не будут вздрагивать при виде экономических терминов, думая, что же они значат.

Веселая и поучительная история о Кате и Сереже, которые оказались на сказочном острове с волшебным банкоматом. Вместе с аборигенами герои с нуля налаживают на острове товарно-денежные отношения, учатся строить бизнес, копить и управлять финансами. На примере обитателей острова ребенок узнает, откуда берутся деньги и как делать покупки. Разберется, что такое банк, кредит, вклад, бюджет и как они устроены.

Еще одна книга, «Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей», выручит родителей, которые не знают, как начать с детьми разговор о деньгах. Автор идет от простых вопросов: «как появились деньги?», «как их посчитать?» к сложным: «как заставить деньги работать?», «как позаботиться о своем будущем?».

На примерах из их жизни дети научатся рассчитывать бюджет и сравнивать цены разных товаров, чтобы расставлять приоритеты. Например, чтобы купить мопед для сына Паши Кузнецовы должны будут работать почти треть месяца. Причем заработанные деньги за это время они смогут потратить только на мопед и ни на что другое. Ребенок сможет оценить, оправданна ли такая трата денег. Ведь помимо покупки мопеда зарплата родителей уходит на еду, одежду, оплату квартиры, проезда и многого другого.

В возрасте от 6 до 10 лет

Иногда надо подумать, прежде чем купить

Если уже решили купить ребёнку игрушку, посадите его рядом и вместе посёрфите по онлайн-магазинам в поисках лучшей цены. В магазине скажите, что это наш бюджет на фрукты, и предложите выбрать, какие покупать.

Покажите на ценник со скидкой и объясните, что это такое. Если ребёнок хочет что-то очень дорогое, покажите ему, какой кусок от вашего бюджета эта покупка «съест».

Электронные деньги хранятся в банке, и их можно преумножить

Возьмите ребёнка с собой в банк в не очень людный день. Отвечайте на все вопросы. Покажите свою пластиковую карточку и расскажите, зачем её завели. Расскажите о накопительных счетах. Заведите бесплатный накопительный счёт для ребёнка.

Литература в помощь

Первая часть книги Сергея Федина «Финансовая грамотность» посвящена видам денег и истории их появления. Из нее можно узнать, как называется самая маленькая в мире золотая монета, чем грош отличается от алтына и многое другое.

Главная тема второй части — семейный бюджет. Сергей Федин объясняет, откуда в семье появляются деньги, что такое непредвиденные расходы и долги, как научиться откладывать на большие покупки.

В возрасте от 11 до 13 лет

На каждый рубль отложи 10 копеек

Предложите ребёнку откладывать 10% карманных денег. И похвалите, если он это регулярно делает. Объясните, что такое финансовые цели и предложите раз в месяц выбирать новую цель и копить на неё.

Поддерживайте вложения ребёнка: условно говоря, на каждый рубль в копилку или на счёт от него докладывайте 10 копеек от себя. Показывайте выписки со счёта или подводите баланс копилки, чтобы ребёнок видел, как растёт сумма.

Сядьте вместе и посчитайте, сколько ваш ребенок скопит к 50 годам, если будет откладывать каждый год определённую сумму. Объясните, что такое сложный процент и инфляция (только без подробностей, чтобы не запутать).

Завести кредитку всё равно что взять в долг

Покажите на примере, как работает кредитка и чем она отличается от обычной карты. Приведите примеры, когда вы использовали кредитку (или взяли кредит), и расскажите, почему это было оправданно.

Осторожнее с онлайн-покупками и персональными данными

Объясните, как устроены встроенные покупки, почему они такие заманчивые и почему их стоит избегать. Если у вашего ребёнка уже есть свой email, расскажите о спаме и приучите не открывать письма от неизвестно кого. Расскажите о SMS-мошенниках, которые срочно просят прислать денег на телефон и так далее. Объясните концепцию персональных данных (от номера папиной кредитки до адреса электронной почты или физического адреса) и скажите, что чужим они не предназначены.

Литература в помощь

На примере героев книги «Пес по имени Мани, или Азбука денег» Бодо Шефер шаг за шагом разбирает, как прокладывать свой путь к мечте. Автор дает практические советы, как зарабатывать деньги, копить и разумно тратить. Герои учатся сберегать, избегать долгов и приумножать финансы.

Приключенческая история о девочке Кире, ее друзьях и собаке по имени Мани раскрывает тему отношения человека к деньгам. Герои книги мечтают разбогатеть и ищут самые эффективные способы, как это сделать.

В книге есть и довольно философские вопросы — как наладить отношения с деньгами и при этом не испортить человеческие отношения, как не дать богатству вскружить вам голову и научиться получать удовольствие от процесса зарабатывания денег.

В возрасте от 14 до 18 лет

Покажите конкретными цифрами, сколько вы зарабатываете и куда уходят деньги. Сколько стоит жильё в вашем городе, сколько уходит на еду в день и в месяц, сколько стоит одежда, транспорт, развлечения, школьные принадлежности.

Посоветуйте ребёнку записывать, куда уходят его карманные деньги. Можете предложить за это дополнительную награду, но лучше неденежную. Например, право погулять с друзьями допоздна раз в неделю. Имейте в виду: даже с наградой шансы, что ребёнок будет и правда записывать расходы, минимальны, если вы сами этого не делаете.

Поищите вместе временную работу на лето. Если найдёте что-то интересное, обсудите, как ребёнок будет на неё устраиваться: порепетируйте собеседование, каждый напишите мотивационное письмо и сравните свои варианты. Расскажите об удалённой работе, о её минусах и плюсах.

Сейчас карточка нужна всем: она упрощает жизнь. Бояться её не надо. Чем раньше у ребёнка она появится, тем быстрее он научится пользоваться ею с умом. Заведите дополнительную карту на свой счёт, поставьте для неё комфортный вам лимит и вручите ребёнку. Скажите, что это только его вещь, личная, и деньги там — его деньги, вполне реальные. Всё, что вы рассказывали о персональных данных и ценности бумажных денег, применимо и здесь.

Покажите на примере какой-то плановой покупки, как пользоваться картой в интернете, в банкомате, в магазине. Если вы платите ребёнку за работу или просто выдаёте карманные, дайте выбор, как он может их получать: наличными или на карту. Или разбивайте пополам. Научите его пополнять карту самостоятельно в подходящем для этого банкомате или терминале.

Следите за расходами ребёнка так, чтобы вас не поймали. Вы даёте ребёнку деньги, чтобы он научился пользоваться ими ответственно. Если он почувствует ваше недоверие (даже обоснованное), эффект будет обратным. Либо вы учите ответственности, но и даете разумную свободу, либо свободы не даете, но и самостоятельности не ждете. Иначе не бывает.

Литература в помощь

Из книги Джерри Бейли и Фелиции Ло «Твои деньги» подростки узнают о множестве способов заработать деньги, чтобы не зависеть от родителей. Чем опасны азартные игры и прочие сомнительные схемы заработка и почему они не помогут накопить на велосипед. И как добиться цели с помощью подработки с почасовой оплатой. И как в будущем заработать на собственном бизнесе.

Книга поможет легко разобраться, как избежать долгов, что такое налоги и как защититься от мошенников.

В конце книге есть специальный словарик с финансовыми терминами. При необходимости он поможет быстро освежить знания.

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа для подростков».

Все мы знаем, что сначала Роберт Кийосаки написал книгу «Богатый папа, бедный папа» для взрослых. Она стала бестселлером и помогла многим людям изменить свое отношение к деньгам.

Тогда автор подумал, что его опыт может быть полезен более широкой аудитории и выпустил книгу для подростков. Роберт Кийосаки объясняет, почему мы зависим от работы и денег и как сделать так, чтобы финансы начали работать на вас. Автор мотивирует подростков как можно раньше начать принимать самостоятельные финансовые решения, чтобы стать успешными и богатыми людьми. А также научиться четко ставить цели и задуматься о своем будущем уже сейчас.

Финансовые приложения для детей

Современные дети отлично управляются с гаджетами. Давайте посмотрим на несколько бесплатных приложений для смартфона, которые помогут школьникам в привычной им игровой форме учиться копить деньги и грамотно распределять свои траты.

Это семейное приложение — в нем должны зарегистрироваться и родители, и дети. При этом взрослые могут выбрать валюту, которая будет использоваться для расчетов. Пока что рублей в приложении нет, но их можно заменить на сердечки, звездочки или баллы.

Взрослые могут фиксировать в Bankaroo, сколько денег они выделили ребенку на карманные расходы. Если дали 100 рублей, то баланс ребенка в приложении пополняют на ту же сумму. Дети смогут отмечать в своем аккаунте, на что они тратили эти деньги.

Приложение помогает родителям мотивировать детей тратить меньше. Например, в нем можно выставить условие, что за каждые непотраченные 10 рублей в месяц они перечислят ребенку в следующий раз по 3 дополнительных рубля.

Здесь же ребенок может ставить перед собой финансовые цели. Например, накопить на беспроводные наушники. А взрослые смогут давать детям задания, за выполнение которых баланс ребенка пополнится на определенную сумму или количество звездочек. При этом можно договориться с ребенком о курсе конвертации. Например, если он соберет 300 звездочек, то получит самокат.

Родители могут видеть в своем аккаунте все действия детей в приложении: как меняется их счет и какие задачи они перед собой ставят. И в случае необходимости давать подсказки.

Приложение пока не поддерживается на русском языке, но разработчики планируют в ближайшем будущем добавить его в меню. Зато ребенок может не только повысить уровень финансовой грамотности, но и подтянуть иностранный язык.

Просто откладывать деньги на что-то конкретное ребенку может быть скучно, или он будет забывать это делать. Panda Monеу превращает процесс накоплений в развлечение.

Приложение подойдет подросткам, которые уже используют электронный кошелек или привязанную к нему пластиковую карту. С их помощью надо пополнять свой баланс в приложении, а когда нужная сумма накопится — вывести ее обратно в кошелек. Внимательно ознакомьтесь с пользовательским соглашением, в каких случаях при переводе денег с карты на счет приложения может взиматься комиссия.

Пользователь устанавливает финансовую цель, сумму и дату. Например, купить велосипед к 1 июня. Приложение даже может предложить несколько конкретных товаров с указанием цены. Панда считает, сколько нужно откладывать ежедневно, чтобы достичь своей цели, и затем в процессе игры регулярно напоминает, что надо переводить деньги в копилку. Панда присылает подсказки, что ее нужно накормить или поиграть с ней. Пользователь «покупает» ей еду или игрушки в пределах суммы, которую нужно откладывать в день, а панда переносит потраченные на нее деньги в копилку, в которой они хранятся до нужной даты.

Когда необходимая сумма будет собрана, деньги можно вывести обратно на счет электронного кошелька или на карту. Если ребенок копил на что-то конкретное, Panda Monеу подберет подходящие предложения от магазинов-партнеров и поможет получить скидку в них.

Копить можно и без конкретной цели. Или с друзьями откладывать деньги на совместную цель. Своими результатами можно делиться в социальных сетях.

Приложение для детей постарше, которые хотят научиться контролировать свои расходы. С его помощью ребенок может фиксировать все свои траты. Так он сможет понять, на что уходят его карманные деньги. А может быть, и задуматься, не стоит ли изменить свои привычки.

Ребенок сможет распределить все свои траты по категориям: игрушки, сладости, обеды. Также можно разбить их по видам оплаты: наличные, карты, электронные кошельки. Приложение позволяет вносить платежи в программу вручную, сканировать чеки по QR-коду или импортировать в приложение СМС от банка (если у ребенка есть банковская карта).

В приложении можно составлять план расходов, добавлять информацию по долгам, чтобы не забыть вернуть другу деньги за билет в кино. Также можно фиксировать свои финансовые цели — например, накопить на новые кроссовки.

Приложением может пользоваться не только ребенок, но и все члены семьи. Так можно будет оценивать общие расходы, например, на еду, одежду, проезд или канцтовары. При этом каждый участник может защитить свою учетку паролем или сделать недоступными для просмотра какие-то планы или траты.

Программа поддерживает все валюты мира, то есть в приложение можно вносить траты и во время путешествий.

Финансовые услуги для детей

Если вашему ребенку еще не исполнилось 18 лет, это вовсе не значит, что он не дорос до финансовых услуг. У банков и страховых компаний есть различные предложения для детей и их родителей: специальные вклады, счета, молодежные карты и страховые полисы.

До 14 лет, пока у ребенка нет паспорта, оформлять финансовые услуги на его имя могут родители, опекуны или другие законные представители. Например, чтобы оформить страховку на сына или дочь, им понадобятся собственный паспорт и свидетельство о рождении ребенка.

С 14 до 18 лет подростку доступны многие финансовые операции. Допустим, если родители уже открыли вклад на его имя, ребенок может пополнять его или снимать с него проценты. Если же подросток захочет открыть собственный счет или завести личную дебетовую карту, ему потребуется письменное согласие взрослых, которые за него отвечают.

Для того, чтобы накопить весомую сумму, зачастую требуется немало времени. Можно открыть вклад на имя ребенка. Ребенок не сможет сделать это сам, пока не получит свой первый паспорт. Но на него может оформить вклад родитель или опекун.

Полис накопительного страхования

Программы накопительного страхования жизни для детей похожи на долгосрочный вклад в банке. Родитель, родственник или опекун оформляет страховой договор в пользу ребенка. То есть взрослый выступает страхователем, а ребенок становится застрахованным.

Страхователь регулярно делает взносы (суммы и сроки можно выбрать при оформлении договора), на них капает небольшой процент — и в итоге формируется страховая сумма. Именно ее ребенок получит, например, через 13 лет.

Как правило, оформить полис накопительного страхования на ребенка можно, когда ему уже исполнилось полгода, но еще нет 17 лет (точные ограничения по возрасту надо уточнить в выбранной компании). Как правило, страховщики гарантируют фиксированную доходность по полисам накопительного страхования. Она зависит от срока договора: чем он больше, тем выше доходность.

Наличные деньги легко потерять и трудно потом найти. Но сегодня их легко заменяют пластиковые карты, которыми могут пользоваться даже дети. Многие банки готовы оформить карты детям уже с 6–7 лет. По сути, это дополнительные карты, которые привязаны к банковскому счету родителей.

Подросткам, у которых уже есть паспорт, банки предлагают оформить карту самостоятельно. Но при этом может потребоваться письменное согласие родителей. Вдобавок к детской или молодежной карте можно оформить страховку на случай потери карточки.

ОМС удобно использовать для долгосрочных вложений. На коротких сроках стоимость драгметаллов может сильно колебаться как вверх, так и вниз. Но на длинной дистанции драгоценные металлы, как правило, растут в цене — и сумма счета таким образом увеличивается. Если открыть ОМС, когда ребенок еще маленький, к его совершеннолетию можно неплохо заработать.

Драгметаллы — хорошая защита на случай глобальных кризисов. Например, когда стоимость акций падает, полисы накопительного страхования не приносят инвестиционный доход или национальная валюта дешевеет. Обычно в это время золото, серебро и другие металлы, наоборот, растут в цене.

Еще один плюс ОМС — такие вложения всегда бессрочны. Вам не нужно периодически переоформлять договор. А деньги со счета или металл в виде слитка ребенок сможет получить в любой момент после совершеннолетия. При этом он не потеряет доход, как это происходит при досрочном закрытии срочного вклада или расторжении договора накопительного страхования.

На этом, пожалуй, все.

Подписывайтесь на мой канал в телеграмм, будет еще много интересного.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Карманные деньги

Карманные деньги: за и против

В нашей стране нет закона, по которому родители обязаны выдавать детям карманные деньги (к примеру, в Германии власти рекомендуют родителям, сколько евро в месяц выдавать детям разного возраста). Решение, давать или не давать, всегда остается за семьей. Но правильному обращению с финансами ребенка могут научить только родители.

Аргументы противников карманных денег:

  • все необходимое у ребенка и так есть;
  • он все равно потратит их на ерунду;
  • он не будет знать цену деньгам;
  • он станет жадным, будет шантажировать родителей.

Такие риски действительно существуют, если родители не пытаются воспитать в ребенке правильное отношение к деньгам, а просто откупаются от него:

  • дают ребенку бессистемно большие суммы;
  • не подсказывают, как рациональнее использовать деньги;
  • не обсуждают с ребенком его неразумные траты, а ругают его за них;
  • используют метод кнута и пряника — дают или не дают деньги в зависимости от поведения ребенка.

Аргументы сторонников карманных денег:

  • ребенок научится ставить и достигать финансовые цели;
  • оценит преимущества финансовой независимости;
  • поймет цену деньгам, научится сберегать и тратить с умом;
  • не только научится пользоваться наличными, но и освоит современные средства платежа (банковскую карту, электронный кошелек) — при поддержке родителей;
  • не будет комплексовать на фоне сверстников, у которых есть деньги на карманные расходы, — а это важно для подростков.

Такое положительное влияние карманных денег возможно, только если сами родители действуют ответственно:

  • выдают ребенку регулярно небольшие суммы (вне зависимости от его поведения или отметок в школе);
  • помогают подобрать инструменты для накопления (будь то конверт, копилка или банковская карта);
  • обсуждают с ребенком его траты, его права и обязанности в отношении денег, делятся своим опытом, анализируют его опыт — тема денег не должна быть стыдной и неудобной;
  • придерживаются правил: например, если ребенок потратил все деньги, выданные ему на неделю, за день и просит еще — ему придется подождать назначенного дня.

В целом психологи единодушны в том, что карманные деньги важны для формирования финансовой грамотности ребенка, но лишь при правильном отношении родителей к этому вопросу.

С какого возраста можно давать детям деньги и сколько?

Гражданский кодекс позволяет совершать мелкие сделки с 6 лет. Мелкие сделки — это покупки на небольшие суммы, каждодневные траты, например на хлеб в булочной. Как правило, к этому возрасту дети уже жаждут самостоятельности: «Мама, ты отойди, как будто я один покупаю». Так что дошкольникам уже можно выдавать небольшие суммы. Как правило, чем ребенок старше, тем больше карманных денег он получает — и тем выше ответственность за то, как он распоряжается своими средствами.

Размер суммы в первую очередь зависит от доходов и расходов семьи. Возможно, будет разумно поинтересоваться (у ребенка, у других родителей, у учителя), сколько в среднем выдают его одноклассникам. Важно соблюсти баланс, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным, но и не выглядел неуместно богатым на фоне остальных детей.

Платить ли детям за домашнюю работу?

Не стоит монетизировать заботу друг о друге,ведь домашняя работа— это общее семейное дело. У ребенка есть обязанности: ходить в школу, делать уроки, поддерживать порядок в своей комнате, помогать родителям по хозяйству. Но могут быть экстраординарные задачи, которые ребенок выполнит (самостоятельно или с помощью взрослых), получив за это деньги. Например, покраска забора у соседки на даче, настройка компьютера или создание сайта.

Нужно ли контролировать траты ребенка?

Да, но нужно делать это деликатно, чтобы контроль не превратился в слежку и чтобы детские карманные деньги не стали родительскими.Доверие со стороны взрослых в вопросе карманных денег так же важно, как и ответственность со стороны ребенка.

Сейчас есть финансовые инструменты, с которыми ребенок чувствует ответственность за свои деньги, а родители могут ненавязчиво следить за его расходами. Например, во многих банках можно завести дополнительную карточку к своему счету, установить на ней лимит и выдать ее ребенку — он сможет распоряжаться картой самостоятельно. Родитель будет получать уведомления обо всех операциях и следить за расходами ребенка: сколько и на что он потратил, сколько накопил.

Ошибки и бездумные траты непременно будут, но за ними должны следовать и извлеченные уроки — такова цена финансовой грамотности.

Как помочь детям научиться копить, относиться к деньгам разумно и рационально?

Рекламные слоганы кричат: «Купи сейчас, возьми в кредит, живи одним днем». В ловушку потребительства попадают и взрослые, что уж говорить о детях? Важно донести до ребенка логичную последовательность: «У меня есть цель, я ограничиваю себя в чем-то ради нее, я действую последовательно и приближаюсь к ней, в итоге я достигаю цели». На примере денег эту связь можно увидеть максимально четко: или я покупаю себе мороженое каждый день, или через полгода я смогу купить желанную игрушку. И в дальнейшей жизни это понимание очень пригодится ребенку.

Инструменты, которые ребенок может использовать для накопления

Классическая запаянная копилка подходит для маленьких детей, которые только начали получать свои личные деньги. Для детей постарше она не очень удобна, потому что невозможно понять, сколько денег в ней уже есть и сколько осталось накопить. Детям так и хочется ее разбить и проверить, сколько же там. Можно вместо копилки завести банку с крышкой и отмечать на ней, сколько накоплено и сколько осталось до цели.

Предложите ребенку нарисовать то, на что он хочет накопить, и повесьте рисунок на видное место. Можно прикрепить к рисунку конверт, в котором ребенок будет собирать нужную сумму.

Самый простой список желаний тоже помогает концентрироваться на цели.

Банковская карта или электронный кошелек

Это более продвинутый способ, который подходит для подростка, но завести карту или кошелек придется взрослому. Ребенок может следить за своим балансом с помощью приложения на телефоне или запросить его по СМС. Делая накопления, он может видеть, сколько денег уже есть и сколько осталось до цели —а это мотивирует копить дальше. С 14 лет подросток уже может открыть в банке депозит.

Начните с себя

Если родители не выпускают из рук телефон и едят перед телевизором, а ребенку запрещают это делать, будет ли такой запрет иметь смысл? Это касается и финансового воспитания.

Правила финансовой грамотности для взрослых:

  • вести учет доходов и расходов;
  • не тратить больше, чем зарабатываешь;
  • не брать беспорядочно кредиты;
  • использовать финансовые инструменты для сбережения и накопления денег;
  • иметь финансовую «подушку безопасности»;
  • знать, где найти нужную информацию о финансах и финансовых инструментах;
  • выяснить, куда стоит обратиться, если ваши финансовые права нарушены.

Если родители берут кредиты на предметы роскоши, но пренебрегают формированием сбережений, чередуют швыряние денег на ветер с режимом жесткой экономии, смогут ли они привить ребенку разумное отношение к деньгам? Для взрослых, с которых дети берут пример, важно взвешенно относиться к своим тратам, быть финансово осмотрительными и контролировать доходы и расходы.

Гид The VillageНужно ли давать ребенку карманные деньги и учить его планировать бюджет?

5 правил, как говорить с детьми о финансах

Тема денег — одна из самых сложных в воспитании детей: в одних семьях разговоров о деньгах просто избегают, в других — задаривают ребенка дорогими вещами вместо включенного общения или проведенного вместе времени. Психологи сходятся во мнении, что делать этого категорически нельзя. Здоровое отношение к финансам, заложенное родителями в детстве, поможет ребенку избежать многих проблем в будущем: не тратить сверх своего дохода, планируя крупные покупки, и отказаться от большого числа кредитов в пользу накопления или инвестиций. Финансисты и банкиры рассказали The Village, чему стоит научить ребенка — получилось пять простых правил на каждый день.

Говорите о деньгах при ребенке

Игорь Костылев

бывший главный редактор Futurebanking

В некоторых семьях не принято при детях разговаривать о деньгах. Все сводится к двум полярным фразам: «Денег нет» или «Возьми, только отвяжись». В будущем у ребенка, не получившего навыков обращения с финансами, начнутся сложности с приоритетами. Как только ребенок начал интересоваться, откуда берутся деньги, как мы их зарабатываем, почему не можем что-то купить — на все эти вопросы надо сразу отвечать. Не стоит ждать, пока он достигнет определенного возраста, чтобы его подготовить. Главное здесь — соблюдать баланс: с одной стороны, удовлетворить любопытство, с другой — не перегрузить ребенка трудностями взрослых: он не должен чувствовать груз ответственности за родителей.

Показывайте, как обращаться с финансами, на своем примере

Сергей Вильянов

Ребенок копирует действия родителей и ближайшего окружения. Дети еще не могут в полной мере понять, что правильно, а что нет, и на подсознательном уровне считывают именно вашу модель поведения как единственно верную. Поэтому если говорить одно, а поступать иначе, малыш будет копировать не слова, а действия. Меня никто не сажал на стульчик и специально не обучал финансовой грамотности. Я просто ходил с родителями в магазин, и они говорили: «Это дорого», «Это дешево», «Это можно» или «Это нельзя». По схожему принципу я объясняю детям, как правильно тратить деньги. Например, всегда стараюсь не поддаваться соблазну непродуманных и импульсивных покупок при детях. Если у них на глазах сорить деньгами направо и налево, то они будут поступать также. Мы вместе стараемся разбираться, почему «Я хочу тот планшет» — недостаточный аргумент для покупки, особенно если он стоит 30 000 рублей.

Давайте ребенку карманные деньги и поощряйте самостоятельный заработок

Сабина Хасанова

Ребенок не научится управлять деньгами, если у него их не будет. Дайте ему карманные средства на неделю и позвольте самостоятельно ими распоряжаться. Методом проб и ошибок он поймет, как формировать бюджет, и научится планировать траты и покупки. Из своего опыта могу сказать, что вопрос денег становится актуальным, когда ребенок идет в первый класс. Именно в этот момент начинаются разговоры о том, кто лучше одет и у кого круче рюкзак. А еще в школе дети попадают в буфет, где одни каждый день накупают горы сладостей, а другие чувствуют себя обделенными. Чтобы избежать обеих ситуаций, мы обсудили карманные расходы с младшим сыном, первоклассником. Поговорив о том, что в буфете вредно, составили список покупок на каждый день. И добавили к нему одну «хотелку» в неделю, которая хоть и не слишком полезна, но радует ребенка. В результате вывели сумму на ежедневные карманные расходы. Сын активно участвовал в принятии решения, поэтому строго придерживается правил и не чувствует себя обделенным.

Старший сын учится в шестом классе, поэтому с ним приходится обсуждать не только карманные деньги на обеды. Как-то раз на родительском собрании мне рассказали, как он покупал утром несколько двухлитровых бутылок газировки, а на переменах продавал их ученикам школы на розлив. Дома мы посчитали, сколько денег он выручает с одной бутылки, и помогли разработать бизнес-план. Со временем он даже расширил ассортимент. Теперь он с важным видом вносит свой вклад в домашний бюджет. В качестве дополнительного источника заработка завел аккаунт на Avito и продает (под нашим присмотром) ненужные вещи в интернете.

Василина Гутьеррес

директор по развитию бизнеса проекта «Совесть»

Моему сыну почти 16 лет, и могу сказать, что он уже намного более продвинут в вопросах мобильных платежей и электронной коммерции, чем многие взрослые. Он уверенно перемещается на такси по городу, привязав мою карту к сервису, и с радостью угощает друзей на фуд-корте, оплачивая покупки телефоном через Apple Pay. Конечно, многое он перенял из моего личного примера, что-то и из окружающей внешней среды — друзей, одноклассников. С детьми вообще не работают лекции и нравоучения, они просто считывают модели поведения вокруг.

Сын пробует зарабатывать, создавая музыку. Иногда просит одолжить под будущие доходы и не всегда вписывается в сроки. Это хорошая возможность отработать те сценарии денежных отношений, которые могут возникнуть у него в дальнейшем. Считаю важным именно сейчас, когда он взрослеет, привить культуру денежных отношений, где сами деньги вторичны, а порядочность и честность первичны. Иногда использую для разъяснения этих вопросов фильмы. Например, один из хороших фильмов про деньги и ценности, понятный подросткам — «В погоне за счастьем».

Объясните, что чем больше цели, тем выше уровень дохода

Анастасия Паршукова

психолог центра тренинга и консультирования «12 коллегий»

Люди, у которых растут доходы, ставят цели и следуют плану. Важно донести до ребенка это и помочь ему определить свои способности: что нравится делать, а что совсем не получается. Дети должны иметь возможность развивать свои навыки, расти и добиваться определенных результатов. Если вы видите, что у ребенка есть хорошие навыки и знания в какой-то области (например, он хорошо рисует), предложите ему попробовать зарабатывать именно на этом. Он может потренироваться на вас или давать уроки другим. Обходить вниманием разные способы заработка не стоит: только если у ребенка будет выбор, он найдет свой путь.

Кроме того, важно объяснить: не всегда получается зарабатывать на том, что ты любишь. Можно много трудиться, но получать за это копейки. Например, далеко не все художники, футболисты, дизайнеры одежды становятся известными. В то же время блогинг сегодня позволяет получать немалые суммы денег. Важно донести до ребенка, что развитие рынка, популярность профессии и даже регион могут сильно повлиять на заработную плату, поэтому стоит смотреть на этот вопрос шире. Вероятно, это будет трудно понять сразу, поэтому используйте интересные примеры из жизни.

Повторяйте, что деньги не цель, а средство

Антон Арнаутов

генеральный директор «Финтех Лаб»

Финансы закладывают основу для хорошей жизни, но не могут стать самоцелью. Покажите ребенку, что можно радоваться жизни независимо от количества денег в кошельке. Прививать мысль о том, что не все в жизни покупается и не все продается, нужно с детства. Мы с сыном часто вместе занимаемся спортом, не прибегая к фитнес-залам, стараемся выбираться на природу с палатками, ходим в походы, периодически сын ездит в детский лагерь.

Конечно, не всегда эти действия на 100 % исключают финансовые затраты, но максимально ограничивают их, давая возможность проверить свои личные способности, так скажем, в бою, развить чувство прекрасного, радости, ощущения свободы. Сейчас сын заинтересовался физической культурой — я время от времени занимаюсь с ним и стараюсь поддерживать, поощрять эту затею. Хочу также, чтобы он умел соразмерять свои желания и силы.

Список надежных брокеров бинарных опционов на русском языке:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Лидер на рынке — самый честный брокер бинарных опционов!
    Идеально для новичков — предоставляется бесплатное онлайн-обучение и демо-счет!
    Получите бонус за регистрацию по ссылке:

Добавить комментарий