Психология

Самые лучшие и честные брокеры бинарных опционов в 2020 году:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Лидер на рынке — самый честный брокер бинарных опционов!
    Идеально для новичков — предоставляется бесплатное онлайн-обучение и демо-счет!
    Получите бонус за регистрацию по ссылке:

Психология — направления, история, описание, области применения

Психология — это научное исследование сознания и поведения. Психология является многогранной дисциплиной и включает в себя множество областей, таких как развитие человека, спорт, здоровье, клиническое, социальное поведение и когнитивные процессы.

Гипнологи, психологи

Направления помощи

Стоимость

Психология — достаточно новая наука, большинство достижений которой произошло за последние 150 лет. Тем не менее, ее происхождение можно проследить до древней Греции, 400 — 500 лет до нашей эры.

Акцент, разумеется, был философский: один великий мыслитель, Сократ, влиял на Платона, который, в свою очередь, влиял на Аристотеля. Философы обычно обсуждали многие темы, которые сейчас изучает современная психология, такие как память, свободная воля, влечение и т. д.

Начало психологии как дисциплины

В первые дни психологии были две доминирующие теоретические школы. Американский психолог по имени Уильям Джеймс (1842-1910) разработал подход, который стал известен как функционализм. Он утверждал, что ум постоянно меняется, и бессмысленно искать фундаментальные блоки. Вместо этого следует сосредоточиться на том, как и почему организм что-то делает. Было предложено, чтобы психологи искали основную причину поведения и происходящих психические процессы. Этот акцент на причинах и последствиях поведения оказал влияние на современную психологию.

Структурализм был названием, данным подходу, впервые предложенному Вильгельмом Вундтом. Термин произошел от Эдварда Титченера, американского психолога, которого обучал Вундт. Структурализм полагался на самоанализ, метод исследования, посредством которого субъекты связывали то, что происходило в их умах, выполняя определенную задачу. Тем не менее, это оказалось ненадежным методом, потому что было слишком много индивидуальных различий в опыте и отчетах субъектов исследования.

Несмотря на провал самоанализа, Вундт является важной фигурой в истории психологии, поскольку он открыл первую лабораторию, посвященную психологии в 1879 году, и ее открытие обычно считается началом современной психологии. Вундт был важен, потому что он отделил психологию от философии, анализируя работу ума, используя более объективные и стандартизированные процедуры.

Поскольку психология является наукой, она пытается исследовать причины поведения, используя систематические и объективные процедуры наблюдения, измерения и анализа, подкрепленные теоретическими интерпретациями, обобщениями, объяснениями и предсказаниями.

История психологии

В философском контексте психология существовала около тысячи лет назад в Древней Греции, Египте, Индии, Персии и Китае.

В 387 г. до н.э. Платон предположил, что в мозгу происходят умственные процессы, а в 335 г. до н. э. Аристотель предположил, что в сердце.

Авиценна, известный мусульманский врач, родившийся в 980 году нашей эры, изучал и лечил эпилепсию, ночные кошмары и плохую память. Утверждалось, что первые больницы для лечения психиатрических заболеваний были созданы исламскими врачами в средневековье.

В 1774 году Франц Месмер предположил, что гипноз, или «месмеризм», может помочь в лечении некоторых видов психических заболеваний.

В 1793 году Филипп Пинель освободил первых пациентов с проблемами психического здоровья из заключения, что стало сигналом к более гуманному обращению.

В 1879 году Вильгельм Вундт, Германия, основал психологию как самостоятельную экспериментальную область исследования. Он создал первую лабораторию, которая проводила психологические исследования исключительно в Лейпцигском университете. Вундт известен сегодня как основатель психологии.

В 1890 году американский философ Уильям Джеймс опубликовал книгу под названием «Основы психологии». Это обсуждалось психологами по всему миру на протяжении многих десятилетий. В том же году штат Нью-Йорк принял Закон о государственной помощи, в соответствии с которым люди с проблемами психического здоровья должны были покинуть свои дома и направиться в больницу для лечения.

Герман Аббингаус, который жил с 1850 по 1909 год и работал в Берлинском университете, был первым психологом, который интенсивно изучал память.

Иван Павлов, живший с 1849 по 1936 год, провел знаменитый эксперимент, который показал, что собаки выделяют слюну в ожидании пищи, вводя понятие условного рефлекса.

Зигмунд Фрейд, живший с 1856 по 1939 год, разработал область психоанализа, типа психотерапии. Он использовал интерпретирующие методы, самоанализ и клинические наблюдения.

Он сосредоточился на разрешении бессознательных конфликтов, психических расстройств и психопатологии. Фрейд утверждал, что бессознательное было причиной большинства мыслей и поведения людей, а также проблем психического здоровья.

Э. Б. Титченер, твердо верил в структурализм, который фокусируется на вопросе: «Что такое сознание?». Уильям Джеймс и Джон Дьюи были убежденными сторонниками функционализма, в котором говорилось: «Для чего нужно сознание?». Дискуссия между функционалистами и структуралистами привела к быстрому росту интереса к психологии.

Бихевиоризм

В 1913 году американский психолог Джон Б. Уотсон основал новое направление, которое изменило всю психологию. Поведение, утверждал он, является не результатом внутренних психических процессов, а результатом того, как мы реагируем на окружающую среду. Бихевиоризм сосредоточен на том, как люди формируют новое поведение из окружающей среды.

Гуманизм

Гуманисты рассматривали бихевиоризм и психоаналитическую теорию как слишком бесчеловечные. Вместо того, чтобы быть жертвами окружающей среды или бессознательного, они предположили, что люди изначально совершенны и что наши собственные психические процессы играют активную роль в нашем поведении. Гуманистическое движение много внимания уделяет эмоциям, свободной воле и субъективной оценке опыта.

Когнитивная теория

Появившаяся в 1970-х годах, она считается самой последней школой в психологии. Когнитивные теоретики полагают, что мы воспринимаем информацию из окружающей среды через наши чувства, а затем обрабатываем данные мысленно, организуя их, манипулируя ими, запоминая их и связывая с информацией, которую мы уже знаем. Когнитивная теория применяется к языку, памяти, обучению, системам восприятия, психическим расстройствам и сновидениям.

В настоящее время психологи изучают все эти подходы и выбирают то, что кажется наилучшим из каждого подхода для конкретной ситуации.

Перспективы психологии

Психологи изучают поведение с разных психологических точек зрения, каждая из которых основана на общем наборе предположений о том, что важно изучать и как это изучать.

Некоторые проводят подробные биологические исследования мозга, другие исследуют, как мы получаем информацию, другие анализируют роль эволюции, а третьи — влияние культуры и общества.

Классическими современными взглядами в психологии на принятие научных стратегий были бихевиористы, которые славились своей зависимостью от контролируемого лабораторного эксперимента и неприятием любых невидимых или подсознательных сил в качестве причин поведения.

Позже когнитивная психология также приняла этот строгий, научный, лабораторный подход в применении к памяти, восприятию, когнитивному развитию, психическим заболеваниям и многому другому.

Критическая оценка

Кун (1962) утверждает, что область исследований может быть признана наукой, только если большинство ее последователей разделяют общую точку зрения или парадигму. Кун считал, что психология все еще до научна, в то время как другие полагают, что она уже пережила научные революции (структурализм Вундта заменяется бихевиоризмом Уотсона). Ключевым моментом здесь является следующий вопрос: можно ли считать психологию наукой, если не все психологи согласны с тем, что и как изучать?

Наука

Многие психологи работают в качестве медицинских работников. Они оценивают поведенческие и психические функции и благополучие. Другие психологи изучают, как люди связаны друг с другом и с техникой, и работают над улучшением этого взаимодействия.

Применение психологических исследований может уменьшить экономическое бремя болезней для правительства и общества, поскольку люди учатся делать выбор, который улучшает их здоровье и благополучие. Успехи, достигнутые в оценках образования, помогают учащимся с трудностями в обучении. Психологическая наука помогает педагогам понять, как дети думают, воспринимают и запоминают, помогая разрабатывать эффективные методы обучения. Психологическая наука способствует справедливости, помогая судам понять замыслы преступников, истинность доказательств и достоверность определенных видов доказательств или свидетельских показаний.

Психология — это исследование мышления и поведения. Это изучение мышления, как оно работает и как оно влияет на поведение. Наука охватывает все аспекты человеческого опыта, от функций мозга до общения, от развития детей до ухода за престарелыми».

Психологи и психотерапевты работают вместе, чтобы помочь людям с психическими расстройствами, но они не совсем похожи. Психолог лечит пациента с помощью психотерапии, помогая облегчить симптомы путем изменения поведения. Роль психотерапевта, который является врачом, больше сосредоточена на назначении лекарств и других вмешательствах для лечения психических расстройств.

Факты о психологии

    Психология — это изучение поведения и разума. Существуют различные типы психологии, такие как когнитивная, социальная и психология развития. Человек, находящийся в состоянии, которое влияет на его психическое здоровье, может получить огромную пользу от лечения с психологом. Психолог может предложить лечение, которое фокусируется на поведенческих адаптациях. Психотерапевт — это врач, который, скорее всего, сосредоточится на медицинском лечении проблем психического здоровья.

Направления психологии

Существуют разные типы психологии, которые служат разным целям. Не существует фиксированного способа их классификации, но вот некоторые распространенные типы.

Клиническая психология

Клиническая психология объединяет науку, теорию и практику, чтобы понимать, предсказывать и устранять проблемы с адаптацией, инвалидностью и дискомфортом. Это способствует адаптации и личностному развитию. Клиническая психология может помочь нам понять, предотвратить и облегчить психологически обусловленное расстройство или дисфункцию, а также способствовать благополучию и личностному развитию человека.

Клинический психолог концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах человеческой деятельности на протяжении всей жизни человека, в разных культурах и на разных социально-экономических уровнях.

Психологическая оценка и психотерапия занимают центральное место в практике клинической психологии, но клинические психологи часто также участвуют в исследованиях, обучении, судебных разбирательствах и других сферах жизнедеятельсности.

Когнитивная психология

Когнитивная психология исследует внутренние психические процессы, такие как решение проблем, память, обучение и язык. Она смотрит на то, как люди думают, воспринимают, общаются, запоминают и учатся. Это тесно связано с нейробиологией, философией и лингвистикой.

Когнитивные психологи смотрят на то, как люди получают, обрабатывают и хранят информацию. Практические приложения включают в себя, как улучшить память, повысить точность принятия решений или как создать образовательные программы для ускорения обучения.

Психология развития

Это научное исследование систематических психологических изменений, которые человек испытывает в течение жизни, часто называемых развитием человека. Она ориентировано не только на младенцев и детей младшего возраста, но также на подростков, взрослых и пожилых людей.

Факторы включают моторные навыки, решение проблем, нравственное понимание, овладение языком, эмоциями, самооценку и формирование личности.

В ней также рассматриваются врожденные психические структуры, препятствующие обучению через опыт, или то, как человек взаимодействует с окружающей средой, и как это влияет на развитие. Психология развития пересекается с такими областями, как лингвистика.

Эволюционная психология

Эволюционная психология смотрит на то, как на поведение человека, например язык, влияют психологические изменения в ходе эволюции.

Эволюционный психолог считает, что многие психологические черты человека являются адаптивными в том смысле, что они позволили нам выжить на протяжении тысячелетий.

Судебная психология

Судебная психология предполагает применение психологии к уголовному расследованию и закону. Она включает оценку психологических факторов, которые могут повлиять на дело или поведение, и представление результатов в суде.

Судебный психолог практикует психологию как науку в системе уголовного правосудия и гражданских судах.

Психология здоровья

Психологию здоровья также называют поведенческой медициной или медицинской психологией. Она изучает, как поведенческий, биологический и социальный контекст влияют на болезнь и здоровье.

Врач часто сначала смотрит на биологические причины заболевания, но психолог сосредоточится на человеке в целом и на том, что влияет на состояние его здоровья. Это может включать в себя социально-экономический статус, уровень образования, а также поведение, которое может повлиять на заболевание, например, не соблюдение предписаний и приема лекарств. Медицинские психологи обычно работают вместе с другими медицинскими работниками в клинических условиях.

Нейропсихология

Нейропсихология смотрит на структуру и функцию мозга в отношении поведения и психологических процессов. Нейропсихология может быть применима, когда состояние включает в себя поражения головного мозга.

Нейропсихологическая оценка используется для определения вероятности возникновения у человека проблем с поведением после предполагаемого или диагностированного повреждения головного мозга, такого как инсульт. Результаты могут позволить врачу обеспечить лечение, которое может помочь человеку достичь возможных улучшений при когнитивном повреждении, которое уже произошло.

Психология труда

В корпоративной обстановке психолог может помочь повысить производительность и улучшить отношения между сотрудниками. Профессиональные психологи участвуют в оценке и выработке рекомендаций относительно эффективности работы людей и в процессе обучения. Они помогают компаниям находить более эффективные способы функционирования и понимать, как люди и группы ведут себя на работе. Эта информация может помочь повысить эффективность, результативность, удовлетворенность работой и мотивировать сотрудников.

Социальная психология

Социальная психология использует научные методы, чтобы понять, как социальные явления влияют на поведение человека. Он пытается объяснить, как на чувства, поведение и мысли влияет фактическое, воображаемое или подразумеваемое присутствие других людей.

Социальный психолог рассматривает групповое поведение, социальное восприятие, невербальное поведение, конформность, агрессию, предрассудки и лидерство. Социальное восприятие и социальное взаимодействие рассматриваются как ключ к пониманию социального поведения.

Другие направления включают военную, потребительскую, образовательную, межкультурную и экологическую психологию. Количество направлений постоянно продолжает расти.

Психологи

Работа психолога может варьироваться от консультирования людей с беспокойством до консультирования организаций о том, как создавать лучшие коллективы.

Сознание очень сложно, и состояния, связанные с ним, трудно поддаются лечению. Мыслительные процессы, эмоции, воспоминания, сны, восприятия и т. д. Не могут быть видны физически, как кожная сыпь или порок сердца. Хотя можно наблюдать физические признаки некоторых проблем психического здоровья. Многие теории психологии основаны на наблюдении за поведением человека.

Практикующий психолог встречается с пациентами, проводит оценку, чтобы выяснить, что их беспокоит и что вызывает какие-либо трудности, и рекомендует определенное лечение, например, посредством консультирования и психотерапии.

У психологов могут быть и другие роли. Они могут проводить исследования, чтобы консультировать органы здравоохранения и другие органы по социальным и другим вопросам, оценивать детей, которым трудно учиться в школе, проводить семинары о том, как предотвратить издевательства, работать с группами по подбору персонала в компаниях и многое другое.

Что такое психология и какие ее основные принципы?

Психология наука или шарлатанство? Подобный вопрос, наверное, слышали многие. Но почему тогда психология уже более двух тысячелетий интересует людей? Почему с психологами работают космонавты, бизнесмены, политики? И почему все же после похода к психологу душа болит уже не так сильно? Ответами на эти вопросы, а также советами для новичков в психологических вопросах, делимся в статье.

Что такое психология?

Психология — это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе. Внутри науки изучается мир субъективных (душевных, ментальных) явлений и состояний, которые осознаются или не осознаются личностью. Как «учение о душе» зародилась еще во времена Античности, но самостоятельной и официальной психологической наукой стала в 1879 году.

Главный объект изучения психологии — это человек, вернее, его психика, – его внутренний мир, который обнаруживается в эмоциональных состояниях, установках, целях, суждениях, мотивации, темпераменте, мышлении, ощущениях, навыках поведения, адаптации и деятельности. Психика является свойством материи головного мозга, но именно живого, работающего мозга.

Психику и психологию человека невозможно познать без знания о его биологическом и социальном устройстве. Поэтому изучение психологической наукой предполагает знакомство с биологией, физиологией высшей нервной деятельности, философии, педагогики, истории общества.

Истории появления науки.

В переводе с древнегреческого «психология» означает «слово о душе». Таким названием она обязана греческой мифологии, где богиня Психея считалась символом души. У истоков психологической науки стояли Аристотель, Платон, Ибн Сина, но первые упоминания об отдельной психологической дисциплине появились только в XVIII веке в работах немецкого ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа. До XXI века психологическая наука претерпела несколько трансформаций, которые происходили в зависимости от смены главного объекта изучения.

Всего выделяют четыре этапа:

  1. объект изучениядуша. Получила такую формулировку во времена расцвета греко-римской цивилизации благодаря ассоциации с анимизмом (от латинского «анима» – дух, душа). Душа-анима, по разумению предков, считалась главным признаком, отличающим живое от неживого. Наличием неопределенного бесконечного вещества «души» люди пытались объяснить связь с космосом, жизнь после смерти, типы темпераментов и все непонятные ощущения в своем теле.
  2. объект изучениясознание. Возникла в XVII веке одновременно с открытием рефлекторной природы поведения, описанной Декартом. Сознанием в то время называли некий «компас жизни», который формировал человеческую способность чувствовать, думать, наблюдать за своим поведением и описывать результаты своих наблюдений. В этот же период предпринимались первые попытки ввести понятие бессознательного.
  3. объект изученияповедение. Зародилась в XX вместе с необходимостью ставить эксперименты и наблюдать за тем, что возможно непосредственно увидеть: поведение, реакции, поступки.
  4. объект изученияпсихика. Предметом изучения стали все «околопсихические» объекты – объективные закономерности, проявления, механизмы.

Современная психология – многоотраслевая система научно-прикладных дисциплин, которая включает от 50 до 100 относительно самостоятельных направлений.

Виды психологии.

Традиционно все виды психологии делят на две большие группы:

  • Академическая – это наука ради науки. Она изучает психические проявления, характерные для людей (или животных) в общем, выводит обобщенные зависимости между событиями или явлениями во всех сферах психической жизни. Ее цель – разрабатывать теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей, изучать отдельные психологические феномены. Это научный базис, который объединяет основы психологической науки и создает условия для ее развития.
  • Прикладная (практическая) – это наука, нацеленная на получение конкретного результата. Она исследует способы, которые помогают «приложить» научные знания к повседневной жизни или в профессии. Ее цель – разработать конкретные рекомендации по совершенствованию психической жизни, а также получить ту самую обратную связь, что дает возможность проверить правдоподобность (или неправдоподобность) научных теорий. Прикладная наука тесно связана с психиатрией, психотерапией, просветительской работой, тренингами.

Виды психологии отвечают на вопрос: как работает психология. Чем конкретно занимается психологическая наука можно понять, если подробней изучить ее разделы, направления, сферы.

Основные разделы академической психологии.

Разделы психологии формируются на разных основаниях: по цели деятельности, по предмету или объекту исследования, по связи с другими научно-исследовательскими практиками:

  • Возрастная – изучает психоэмоциональную активность и формирование личности на разных этапах жизни от рождения до смерти (детская, подростковая, геронтопсихология).
  • Социальная – изучает закономерности жизнедеятельности людей, включенных в социальные группы или общности.
  • Дифференциальная – изучает индивидуальные психофизиологические различия между людьми, особенности поведения, отдельные свойства высшей нервной деятельности.
  • Аномальная – изучает проявления различных нарушений в работе мозга.
  • Клиническая (медицинская, патопсихология) – изучает психические явления с точки зрения их взаимосвязи с заболеваниями.
  • Когнитивная – изучает познавательные процессы человеческой психики (ориентирована на исследование чувств, памяти, воображения, силы воли, логического мышления).
  • Консультативная – систематизирует и описывает процессы оказания психологической помощи.
  • Зоопсихология – изучает не психику животных саму по себе, а чтобы исследовать предпосылки человеческого сознания.
  • Педагогическая – разрабатывает психологические основы обучения, воспитания.
  • Психолингвистика – изучает внутренний мир личности, которая взаимодействует с миром посредством речи.

Основные разделы и направления прикладной психологии.

Прикладная психология — это обширная разветвленная сеть отраслей и дисциплин, внутри которых существует немало подкатегорий, связанных между собой и с другими науками. Областями прикладной психологии считаются:

  • Психокоррекция: прицельное воздействие на психику для того, чтобы привести ее в соответствие возрастным или другим нормам.
  • Психодиагностика: разработка и применение разных методов распознавания психологических особенностей конкретного человека или группы людей (тестирование, опросники).
  • Психотерапия: оказание психологической помощи психически здоровым людям, а также клиентам с личностными расстройствами.
  • Психологическое консультирование: помощь психически здоровым людям в сложной жизненной ситуации.

Прикладная наука объединяет области, нацеленные на практическую помощь людям, которые в ней нуждаются. Независимо от происхождения, статуса, возраста за психологической помощью могут обратиться те, кто:

  • Не умеет или не может общаться с окружающими, налаживать социальные связи.
  • Планирует или строит свой бизнес.
  • Находится в постоянном конфликте с окружающими или с самим собой.
  • Переживает сложную жизненную ситуацию.
  • Чувствует, что отношения с партнером на грани разрыва.
  • Обеспокоен поведением детей-подростков.
  • Испытывает постоянную апатию, упадок сил, агрессию, раздражительность.
  • Страдает от панических атак, фобий, страхов.
  • Не может справиться со своими вредными привычками.
  • Хочет выбрать профессию или задумывается о смене профессии.

Основные психологические концепции.

Первый систематический курс по психологии был создан немецким психиатром Эмилем Кальпериным в 1883 году. С тех пор внутри психологической науки образовалось множество школ и концепций, которые пытаются объяснить те или иные психические явления.

Психоанализ или фрейдизм.

Самая популярная концепция, известная за пределами психологической науки. Названа по имени основателя – Зигмунда Фрейда, который первым разделил три уровня психической жизни: сознание (Эго или Я), предсознание (сверх-Я), бессознательное (Оно или либидо). Постепенно психоанализ обогащался новыми идеями, теориями, психоаналитическими концепциями.

Логотерапия.

Идея о поиске смысла жизни базируется на идее австрийского психиатра Виктора Франкла. В этом плане категория смысла жизни противопоставляется вечному поиску удовольствия, который пропагандировался Фрейдом.

Гештальтпсихология.

Возникла благодаря усилиям немецких психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера, Курта Коффки как попытка выстроить психологическую теорию по аналогии с физикой. Сам термин «гештальт» обозначает целостные образования сознания, а главным объяснительным принципом гештальтпсихологии считается принцип целостности.

Гуманистическая психология.

Направление сформировалось в рамках гуманистического подхода. Ее виднейшие представители А. Маслоу, К. Роджерс. Согласно гуманистической теории главной целью существования человека является самоактуализация, самореализация, непрерывное саморазвитие. Ответвлением гуманистической концепции можно считать духовную (христианскую) психологию.

Когнитивизм.

Слово «когнитивный» переводится с латыни как «знать». Главные представители направления – Джордж Келли, Арон Бек, который говорил: «человеческие чувства и действия определяются мышлением». Сторонники концепции отстаивают мнение, что человек – это не машина, которая слепо реагирует на изменения внешнего мира, а мыслящая личность, способная анализировать информацию, свои поступки и поведение, проводить сравнение, решать проблемы.

Бихевиоризм.

Основоположник бихевиоризма (в переводе «поведение») – американский психолог Джон Уотсон, разработавший идею взаимосвязи поведения, стимула и передающей реакции. Девиз бихевиоризма «психология – это наука о поведении», а сознание здесь не изучается, поскольку не имеет поведенческих показателей.

Трансперсональная (надличностная).

В переводе означает «душа по ту сторону маски». Исследует человеческую духовность, надличностные переживания во всех формах и проявлениях, а также парапсихологические феномены, кармическую динамику, неразрешившиеся психотравмы рождения. Трансперсональные техники делают упор на необычных состояниях сознания – интуиции, медитативном трансе, гипнозе, медиумизме. Основатель направления и изобретатель главной техники для «погружения в себя» (холотропного дыхания) – С. Гроф.

Интерактивная.

Название направления переводится как «интеракция» – «социальное взаимодействие». Цель направления – изучение законов взаимодействия: гармоничного, позитивного, дисгармоничного, конфликтного. Основателем интерактивной концепции является Джордж Мид, а популяризатором – Эрик Берн.

Методы психологии.

Практически все методы психологии можно объединить в две группы:

  • Эмпирические. Основаны на сборе, фиксации, интерпретации фактов. Используют методы математической статистики, которые позволяют работать с большими объемами данных, строить закономерности.
  • Экспериментальные. Основаны на моделировании ситуаций взаимодействия личности и окружения, где можно было бы наблюдать необходимые психологические реакции. Это так называемые социальные эксперименты (стэнфордский тюремный эксперимент, пещера разбойников М. Шерифа, эксперимент повиновения Стэнли Милгрэма).

Главным объектом психологического исследования является психология человека, поэтому наукой используются те же методы исследования, которые можно применить и в обычной жизни:

  1. Наблюдение – описательный метод, который заключается в целенаправленном восприятии и описании человека.
  2. Эксперимент – специально проведенный психологический опыт, который помогает получить новые знания об испытуемом.
  3. Самонаблюдение – целенаправленное и осмысленное наблюдение за своими эмоциями, реакциями, желаниями, мотивами, которое не должно перерастать в самокопание.
  4. Собеседование – устная или письменная беседа, которая помогает уточнить и обозначить круг проблем, недоступных для наблюдения.
  5. Опрос – кратковременное письменное или устное испытание с заранее сформулированными вопросами, которое помогает оценить и выявить индивидуально-психологические отличия, навыки, способности.
  6. Тестирование – изучение, выявление, оценка определенных психологических качеств после прохождения специально подготовленных тестов.
  7. Биографическое исследование – способ, при котором изучается, диагностируется, корректируется, прогнозируется жизненный путь человека.

Как правило, чтобы предоставить психологу наиболее точный и всесторонний психологический портрет собеседника, методы комбинируются для каждого конкретного случая. Например, при приеме на работу могут использоваться тесты и собеседование. На сеансе психотерапии психолог может использовать наблюдение и эксперимент, а клиенту предложить выполнить домашнее задание – понаблюдать за собой.

Зачем изучать психологию?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Вернее, ответ у каждого свой:

  • Потому что психология затрагивает все ключевые аспекты жизни: быт, работу, партнерство, воспитание, бизнес, самореализацию.
  • Потому что мы живем среди людей и хотим понимать их мотивы, учитывать особенности психики, прогнозировать решения, ориентироваться в чужих характерах.
  • Потому что детские обиды мешают жить, даже если мы о них не вспоминаем.
  • Чтобы распоряжаться своими внутренними ресурсами, жить полной жизнью.
  • Чтобы замотивировать себя в нужный момент или вовремя заметить усталость и отдохнуть.
  • Чтобы понять, почему болит где-то внутри или почему «болит душа».
  • Чтобы понять, почему одни люди вызывают симпатию, а другие – агрессию или неприятие.
  • Чтобы распознавать, но не поддаваться на чужие манипуляции.
  • Чтобы развивать свою память, мышление, креативность добровольно, а не потому что «так принято».
  • Чтобы осознать, почему прежние отношения развалились, построить новые, но уже более прочные.
  • Чтобы научиться понимать своих детей или родителей независимо от разницы в возрасте.
  • Просто для себя.

С чего начать изучение?

Прежде всего, не стоит путать психологов-ученых и психологов-практиков. Большинство научных книг написано сухим, достаточно сложным для восприятия языком с научными терминами. Поэтому учить психологию «для себя» с трудов Фрейда или Юнга будет сложно. Но и по популярной психологии есть масса книг, которые изучить одновременно тоже не получится. Поэтому для начала нужно задать себе вопрос: что мотивирует меня, что для меня наиболее важно?

Общий кругозор.

  • Пол Клейнман «Психология: люди, концепции, эксперименты».
  • Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект».
  • Д. Халлиман «Почему мы ошибаемся: ловушки мышления».

Детская психология.

  • Ю. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».
  • Протоиерей Федор Бородин «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка».

Психология творчества.

  • Остин Клеон «Кради как художник».
  • Барбара Шер «О чем мечтать».

Психология успеха.

  • К. Макгоникал «Сила воли: развить и укрепить».
  • Рэй Далио «Принципы».
  • Чин-Нинг Чу «Каменное лицо, черное сердце».

Саморазвитие.

  • Хэл Элрод «Магия утра».
  • Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта».
  • Б. Блюменталь «Одна привычка в неделю».

Кроме этого есть онлайн-журналы, публикации, электронные издания, ресурсы с советами практикующих психологов.

Конечно, психологический дискомфорт невозможно измерить прибором, а душевную боль уменьшить таблеткой. И этим психология отличается от точных наук или медицины. Но можно не претендовать на абсолютное знание, но дать понимание: себя, окружающих, близких, партнеров, детей и родителей. И только ради этого стоит начать изучать психологическую науку.

Что такое психология

Что такое психология? Науки подразделяются на точные и социальные, куда причислена психология, занимаясь изучением особенностей психики человека (становление, функционирование в общем и отдельных структур). В контексте данной научной области изучаются особенности не только обособленного пробирочного индивидуума, но также групп людей в своём природном и экспериментальном взаимодействии, и особенностей протекания как эмоциональных, так и волевых паттернов. Если объяснять, что такое психология кратко и понятно, то это отрасль, занимающаяся изучением человеческой души и её самопрезентационные проявления в материальной реальности, со всеми дополнительными аспектами и особенностями, ответвлениями и взаимодействием.

Часто психология как наука касается не столько отдельной жизни, сколько выделения общих особенностей, присущих большинству людей, т.е. это своеобразный поиск закономерностей, позволяющих прогнозировать многие процессы и выделять норму. Являясь нормоцентрированной наукой, психология не может игнорировать патологию, поэтому тесно связана с пограничными областями медицины (психиатрией) и терапии (психотерапии, как немедикаментозного метода лечения расстройств). Отдельно выделяется область патологий психологического состояния – патопсихология и стоит на стыке психологии и психиатрии.

Что такое психология и что она изучает? Как и любая практическая дисциплина, психология подразделяется на множество категорий, основными, где являются фундаментальная (теоретическая, неизменно доказанная и принятая за аксиому) и практическая психология (с появляющимися и действующими методами прямого или косвенного воздействия). Первая занимается выделением неоспоримых фактов, а вторая является непосредственным применением знаний для коррекции или активизации необходимых процессов.

Используется большой спектр методов от субъективных (наблюдение, интроспекция, анализ творчества), до валидизированных тестов и опросников. Наиболее трудоёмким, однако широким по результативности является метод эксперимента. Данные обрабатываются с использованием стандартизированных математических критериев и построения взаимосвязей, после чего возможны уже практические корректирующие воздействующие методы, такие как тренинг, психотерапия, внушение, формирующий эксперимент. В тех отраслях, где тесна связь с биологическим состоянием возможно исследование мозговых структур, а в качестве воздействующего эксперимента используются биологические методы (магниты, излучения, малые токи и прочее).

Пока психология касается возрастных изменений, таких структур как когнитивные функции, мышление и память она во многом пересекается с биологией, логопедией и прочими стандартными науками. Так, где речь заходит об индивидуальном развитии личности, особенностях её формирования, травмирования и обособления существует взаимосвязь со многими духовными традициями, эзотерическими практиками. Это не является отходом от научных норм, но также как медицина начиналась с выявления лечебных растений, психология начиналась с советов шаманов и исповедей у духовника.

Довольно широка и многогранна психология, что это такое простыми словами или кратко объяснить не всегда можно корректно с точки смыслового пространства. Каждый может найти в данной науке своё – практику манипулирования, особенности развития, способы коррекции или способ самопонимания, техники релаксации или объяснение поведения огромных масс. В зависимости от направления внимания исследователя, психология способна принимать личностное направление.

Определение предмета психологии

Пытаясь понять, что такое психология человека на различных исторических этапах были различные попытки определить предмет исследования. Определение понятия, точка зрения и особенности менялись в развитии общей науки, а также от того в контексте какого психологического направления выделялся предмет. В отличие от более стандартных дисциплин, каждое психологическое направление имеет собственную трактовку для изучения. Даже сейчас не сформировано классическое понимание предмета, есть лишь общее направление, но добавлять собственные детали и понимание может каждое из направлений.

Что такое психология человека? Первоначально (ещё в философском понимании, когда психология не была отдельной наукой) предметом изучения и наблюдения считалась душа, после того, как описание души показалось учёным довольно размытым и неточным, то предмет сузили до сознания и его явлений. Предметом был и непосредственный проживаемый опыт, поведение, функции приспособления, внимание уделялось бессознательным процессам, а в других особенностям переработки информации и образов. Современная концепция склоняется к тому, чтобы выбрать предметом экзистенциальные данности, глубинный смысл и проблемы бытия человечества, как основу, формирующую все дальнейшие процессы.

Если отталкиваться от формального определения, то психология изучает психику, особенности её процессов в индивидуальном контексте, но учитывая культурно-исторический. Чтобы полностью понимать предмет психологии мало такого сухого объяснения, а необходимо также и наблюдение за внутренними процессами (чувствами, эмоциями, аффектами), поддающимися только субъективному описанию, а значит, объективность построения предмета будет всегда ставиться под вопрос. Предмет изучает когнитивные данные, особенности и индивидуальные эмоциональные и характерологические проявления в деятельности, окружающей обстановки, в корреляции показателя гендера, пола и многих других внешних факторов.

Объект психологии

Объект психологии – это целая совокупность понятий, характеризующих психические процессы и явления. Обычно сюда относят поведение, как отражение действенной активности, деятельность, как отрасль применения своей активности, взаимоотношения различных социальных уровней (от интимного взаимодействия двух личностей до особенностей общения целых народов).

Сложность трактовки термина приводит к тому, что авторы намеренно обходят этот момент, не давая никакого определения объекту, останавливаясь только на предмете. Другие выделяют объектом человека, психические проявления, также сюда входят группы людей и животные (раздел зоопсихологии). Но нельзя сказать, что подобное определение может быть достаточно корректно, поскольку человека изучают и другие науки, только касаясь иных моментов. Понимая такую ограниченность формулировки, была добавлена мысль о том, что объектом психологии также выступают различные материальные продукты деятельности.

Если брать во внимание научность подхода, то объектом психологии стоит выделять психику в её нормальном развитии, поскольку в психиатрии также изучается психика, но уже с позиции нарушений и отклонений. Необходимость определения объекта психологии исходит исключительно из научной позиции, требующей одинакового подхода и обозначения исследуемой области. Наиболее простая трактовка об изучении продуктов деятельности является наиболее приемлемой, однако и наиболее ограниченной, поскольку не раскрывает внутренних переживаний. Если же оставить область без какого-либо объекта, то восприятие человека расширяется, но не фиксируется в научных рамках.

Объектом выступает как сама психика так весь феноменологический спектр общества, отдельной жизни и исторического периода. Для изучения нематериальных моментов, а именно этим и занимается психология, ей необходимо как-то приземлить и найти доказательства проявлений изучаемых явлений в физическом мире, поэтому используются как наблюдение за реакциями, так и анализ продуктов наравне с переживаниями исключительно субъективного характера.

Основные направления психологии

Направления психологии делятся по основной концепции, предлагаемой автором, чаще имеют название, соответствующее родоначальнику или отражающее основную суть направления. Классическим считается фрейдизм и неофрейдизм, несмотря на то, что их постулаты уже опровергнуты, а все исследования были следствием изучения одного случая или теоретического анализа автора – они были первыми, поэтому изучения начинаются с них.

До сих пор существуют школы, изучающие и практикующие фрейдизм, однако многие паттерны первоначальной теории были подкорректированы. Изучает данная теория сознание и подсознание, концентрируясь на последнем, как наиболее мощному инструменту психики, способному влиять на огромное количество человеческих проявлений. Этот подсознательный уровень связан с биологическими инстинктами, поэтому его влияние и сила так объяснимы с точки зрения доказательной науки, среди прочих биологических факторов огромная роль отдавалась сексуализации психологического пространства, как объяснению смысла поступков и эмоциональных реакций, жизненных мотивов и снов. Со временем сами последователи отошли от столь биологического восприятия личности и стали больший акцент делать на социальности, влиянии первых лет жизни и главных родительских фигур.

Бихевиоризм также представляет собой биологическое направление, рассматривающее личность только как представителя какого-либо особого набора поведенческих реакций. Основные механизмы деятельности и человеческая психика объяснялась через поведение, его паттерны, устойчивые и неконтролируемые формы, как способ приспособления. На определённых периодах это направление актуально, когда формируются социальные навыки или рассматривается только внешняя деятельность, в остальном оно не состоятельно в анализе глубинных причин и когнитивных структур.

Воспринимать личность и психику, как что-то целостное начала гештальтпсихология, пытающаяся объяснить все феномены путем анализа целостного образа и элементов. Именно тут выделяется единица анализа как психическое понятие, а не как биологическое, предоставляя возможность большей индивидуализации.

Гуманистическая психология продолжает развивать идею целостности и основной направляющей силой у человека считает постоянное развитие и стремление к нему. Тут возникает феноменология личности, её самореализация, как духовного существа, так и индивидуума, обладающего различными задатками. В гуманистической психологии развивается понятие этики и нравственности, отсутствующие в первых биологических направлениях – выделяется поиск истинного смысла существования каждого человека.

Кроме направлений, базирующихся на каком-то психологическом принципе или постулатах, психология подразделяется и на области, где применяются эти знания. Существуют различные особенности и ключевые моменты, куда отводится основное внимание психологического направления.

Социальная психология изучает группы и проявление отдельной личности в конкретном социуме. Относительно рабочих и учебных коллективов направление деятельности может сводиться к уточнению социальной совместимости людей, профориентации, возможной реструктуризации предприятия или же соответствия человека данному посту. Сюда же относятся различные формирующие мероприятия по сплочению коллектива или развитию определённых способностей – тимбилдинги, мозговые штурмы и пр. В больших группах возможно проследить влияние сми, различных выступлений, масс-медиа и телерадиовещания.

Возрастная психология изучает развитие, выделяет нормы развития всех функций, сознания и новообразований. Подразделяется на отдельные ответвления в зависимости от возраста (пренатанальная, геронтологическая и пр.). Это контролирует формирование личности, а также помогает различными методиками закреплять и развивать новые необходимые психические образования.

Тесно с ней связано направление педагогической психологии, специализирующейся на том же процессе развития, но только в рамках образовательного процесса. Тут характерны методики для преподавателей, чтобы построить программу обучения максимально лёгкую и эффективную. В более старшем возрасте её замещает психология труда, работающая не столько с успехом деятельности, сколько с профилактикой выгорания, эффективного использования труда, разработкой норм, чтобы не снижались функции памяти и внимания, что предотвращает несчастные случаи. Отделы подбора персонала и адаптации сотрудников, профориентологи и коучи по развитию профессиональных компетенций используют основополагающие принципы данного направления.

Дифференциальная психология относится к психодиагностике и занимается не выделением общих закономерностей, что характерно для большинства направлений, а наоборот заточена под поиск отличий между разными типами личностей, их реакций в зависимости от ситуаций. Благодаря той сфере возможна более точная формулировка способностей каждого индивида, построение уникального оптимального пути развития, а также коррекция неблагоприятных моментов не с помощью глобального изменения ситуации, а посредством устранения одного фактора, снижающего эффективность.

Узкоспециализированы патопсихология и медицинская психология – первая направлена на диагностику психиатрических патологий, вторая изучает любых соматических пациентов. В этой зависимости была выделена психосоматика, однако она невозможна без понимания базовых принципов клинической психологии. Направление изучает и врача, выдвигает определённые алгоритмы сообщения плохих новостей, обучает общению с трудными пациентами.

Множество ответвлений основано на профессиональной категории – есть психология рекламы и авиации, инженерная и экстремальная. Для тех, кто связан с творческим направлением или развивает в себе такие способности, рекомендуется обратиться к психологии творчества, занимающейся вопросами поиска новых идей, вдохновения и креативности.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Список надежных брокеров бинарных опционов на русском языке:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Лидер на рынке — самый честный брокер бинарных опционов!
    Идеально для новичков — предоставляется бесплатное онлайн-обучение и демо-счет!
    Получите бонус за регистрацию по ссылке:

Добавить комментарий